Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины

Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
На северо-запад от Троицкого собора на плане преподобного Серафима изображен, как он называл его, начальнический корпус. Этот большойдеревянный корпус на каменном фундаменте, действительно, был построен в 1885 году. Основным акцентом его главного фасада служит ассиметрично расположенное крыльцо в виде пятигранного эркера, устроенного на оба этажа и завершенного кокошниками.

До закрытия монастыря в этом здании находились архиерейские и игуменские покои, кельи казначеи, благочинной, канцелярия, библиотека, комнаты для производства искусственных цветов, велся учет всего хозяйства монастыря, жили сестры с этих послушаний и ведавшие вещевыми и продуктовыми складами.
На северо-запад от Троицкого собора на плане преподобного Серафима изображен, как он называл его, начальнический корпус. Этот большойдеревянный корпус на каменном фундаменте, действительно, был построен в 1885 году. Основным акцентом его главного фасада служит ассиметрично расположенное крыльцо в виде пятигранного эркера, устроенного на оба этажа и завершенного кокошниками.

До закрытия монастыря в этом здании находились архиерейские и игуменские покои, кельи казначеи, благочинной, канцелярия, библиотека, комнаты для производства искусственных цветов, велся учет всего хозяйства монастыря, жили сестры с этих послушаний и ведавшие вещевыми и продуктовыми складами.
Игуменский корпус в начале ХХ века
Игуменский корпус в начале ХХ века
В 1902 году в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы игумении Марии. Здесь она молилась в зимнее время в последние годы жизни, когда по состоянию здоровья ей уже сложно было посещать Троицкий собор.
В 1902 году в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы игумении Марии. Здесь она молилась в зимнее время в последние годы жизни, когда по состоянию здоровья ей уже сложно было посещать Троицкий собор.
После торжественного прославления преподобного Серафима 20 июля/2 августа 1903 года в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыни Императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна и особы Царствующего дома. Царь просил совершить службу неспешно и благоговейно, но за один час. Игумения Мария назначила отца Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба отца Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. Обращаясь к обер-прокурору Священного Синода Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви».
После торжественного прославления преподобного Серафима 20 июля/2 августа 1903 года в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыни Императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна и особы Царствующего дома. Царь просил совершить службу неспешно и благоговейно, но за один час. Игумения Мария назначила отца Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба отца Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. Обращаясь к обер-прокурору Священного Синода Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви».
Царь Николай II и царица Александра Феодоровна выходят из игуменского корпуса. Фотография 1903 года.
Царь Николай II и царица Александра Феодоровна выходят из игуменского корпуса. Фотография 1903 года.
После закрытия монастыря церковь была разорена. В корпусе сначала устроили детский дом, потом поселили жильцов и разместили учреждения, в частности, райисполком.
После закрытия монастыря церковь была разорена. В корпусе сначала устроили детский дом, потом поселили жильцов и разместили учреждения, в частности, райисполком.
Окна алтаря церкви св. равноап. Марии Магдалины в советское время
Окна алтаря церкви св. равноап. Марии Магдалины в советское время
Восточная часть игуменского корпуса в советское время
Восточная часть игуменского корпуса в советское время
В 1996 году над церковью вновь был поднят купол и на него водружен крест, приведен в порядок фасад корпуса. С 1997 по 2006 год проведены восстановительные работы в церкви. Восстановленная домовая церковь – деревянная, однопрестольная, вмещает 50–70 человек. На втором этаже устроены хоры, где круглосуточно происходит чтение Псалтири.
В 1996 году над церковью вновь был поднят купол и на него водружен крест, приведен в порядок фасад корпуса. С 1997 по 2006 год проведены восстановительные работы в церкви. Восстановленная домовая церковь – деревянная, однопрестольная, вмещает 50–70 человек. На втором этаже устроены хоры, где круглосуточно происходит чтение Псалтири.
В храме имеется несколько старинных икон, в том числе ростовой образ батюшки Серафима дивеевского письма. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией сохранилось в истории монастыря как исключительно важное событие. В честь него ныне в обновленной церкви в иконостасе находится икона Царственных мучеников.
В храме имеется несколько старинных икон, в том числе ростовой образ батюшки Серафима дивеевского письма. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией сохранилось в истории монастыря как исключительно важное событие. В честь него ныне в обновленной церкви в иконостасе находится икона Царственных мучеников.
Престол домовой церкви был вновь освящен 21 января/3 февраля 2006 года. В этот день чествуется икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение». На промыслительное совпадение дат обратила внимание игумения Сергия, отметившая, что для нашей святой обители отрадой и утешением, посланным Царицей Небесной является обновление сего храма, освящение которого совершено в честь равноапостольной Марии Магдалины.
Престол домовой церкви был вновь освящен 21 января/3 февраля 2006 года. В этот день чествуется икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение». На промыслительное совпадение дат обратила внимание игумения Сергия, отметившая, что для нашей святой обители отрадой и утешением, посланным Царицей Небесной является обновление сего храма, освящение которого совершено в честь равноапостольной Марии Магдалины.








Церковь в честь иконы
Пресвятой Богородицы
«Всех скорбящих Радость»
Церковь в честь иконы
Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
В 1861 году в 280-ти метрах к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой был построен деревянный корпус монастырской богадельни с кельями для престарелых монахинь. Домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроили в ней в 1861 году дивеевские сестры из дворян – вдова Ольга Васильевна Шишкина и девица Варвара Александровна Карамзина. Главный вход находился со стороны Канавки, а с севера и юга были сделаны входы в жилые помещения.

В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским,
в 1886 году» об этом храме сообщается: «Преосвященнейший изволил войти
в больничную церковь во имя «Всех скорбящих Радости». Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания,
а занимает часть корпуса, в котором находятся кельи престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и кельи живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению
о. Серафима, основателя обители; всех стариц, принятых по благословению
о. Серафима, остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь,
а другие – в другом корпусе. Есть между ними – Анна Алексеевна – единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры.Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, разширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина – племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив кельи стариц, благословил обитательниц келий».
В 1861 году в 280-ти метрах к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой был построен деревянный корпус монастырской богадельни с кельями для престарелых монахинь. Домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроили в ней в 1861 году дивеевские сестры из дворян – вдова Ольга Васильевна Шишкина и девица Варвара Александровна Карамзина. Главный вход находился со стороны Канавки, а с севера и юга были сделаны входы в жилые помещения.

В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским,
в 1886 году» об этом храме сообщается: «Преосвященнейший изволил войти
в больничную церковь во имя «Всех скорбящих Радости». Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания,
а занимает часть корпуса, в котором находятся кельи престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и кельи живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению
о. Серафима, основателя обители; всех стариц, принятых по благословению
о. Серафима, остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь,
а другие – в другом корпусе. Есть между ними – Анна Алексеевна – единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры.Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, разширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина – племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив кельи стариц, благословил обитательниц келий».
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье "Плач Адама". Все сестры прощались. Вся церковь плакала».

В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки.
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье "Плач Адама". Все сестры прощались. Вся церковь плакала».

В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки.
Центральная часть здания бывшей монастырской богадельни в советское время
Центральная часть здания бывшей монастырской богадельни в советское время
18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни.

12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут крест.

В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.

Перед началом чина обновления храма Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня после многих трудов, которые понесли матушка игумения Сергия, сестры обители, строители, попечители, мы возобновляем молитвы в храме, посвященном ныне празднуемому образу Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Милость Божия для нас с вами, что мы имеем возможность воздвигать алтари Бога Живаго. Именно освящением таких храмов вновь восстанавливается связь времен. Ангел Хранитель, который стоит у престола, сегодня ликует и радуется. Сегодня у него Пасха Христова.

Мы с вами верим и знаем, что молитва – это такая же реальность, как и многие явления в нашей жизни. ... Молитва связывает нас с Богом, и сердце наше исполняется радости и духовного трепета.

У каждого человека на его жизненном пути есть свои искушения, испытания, соблазны, борения, болезни, печали и воздыхания, и именно Матерь Божия в образе, именуемом "Всех скорбящих Радость", помогает преодолеть их и посылает помощь. Господь по молитвам Царицы Небесной дает людям радость жизни, внутреннее духовное ликование. И мы, совершая сегодня положенные молитвы на освящение престола, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она в этом Своем уделе утешала многих людей, которые, приходя сюда, получали бы отпущение грехов и наполнялись бы внутренней духовной радостью».
18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни.

12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут крест.

В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.

Перед началом чина обновления храма Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня после многих трудов, которые понесли матушка игумения Сергия, сестры обители, строители, попечители, мы возобновляем молитвы в храме, посвященном ныне празднуемому образу Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Милость Божия для нас с вами, что мы имеем возможность воздвигать алтари Бога Живаго. Именно освящением таких храмов вновь восстанавливается связь времен. Ангел Хранитель, который стоит у престола, сегодня ликует и радуется. Сегодня у него Пасха Христова.

Мы с вами верим и знаем, что молитва – это такая же реальность, как и многие явления в нашей жизни. ... Молитва связывает нас с Богом, и сердце наше исполняется радости и духовного трепета.

У каждого человека на его жизненном пути есть свои искушения, испытания, соблазны, борения, болезни, печали и воздыхания, и именно Матерь Божия в образе, именуемом "Всех скорбящих Радость", помогает преодолеть их и посылает помощь. Господь по молитвам Царицы Небесной дает людям радость жизни, внутреннее духовное ликование. И мы, совершая сегодня положенные молитвы на освящение престола, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она в этом Своем уделе утешала многих людей, которые, приходя сюда, получали бы отпущение грехов и наполнялись бы внутренней духовной радостью».
Каждую неделю для насельниц богадельни совершается в церкви литургия. Ежедневно здесь читается монашеское правило, включающее утренние и вечерние молитвы, полунощницу, 12 псалмов, Евангелие и Апостол, три канона. В церкви «Всех скорбящих Радость» происходят иноческие и монашеские постриги. Этот храм – место прощания с отошедшими в вечность насельницами монастыря: в нем три дня читается псалтирь по усопшей сестре и совершается чин отпевания.
Каждую неделю для насельниц богадельни совершается в церкви литургия. Ежедневно здесь читается монашеское правило, включающее утренние и вечерние молитвы, полунощницу, 12 псалмов, Евангелие и Апостол, три канона. В церкви «Всех скорбящих Радость» происходят иноческие и монашеские постриги. Этот храм – место прощания с отошедшими в вечность насельницами монастыря: в нем три дня читается псалтирь по усопшей сестре и совершается чин отпевания.






Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница»
Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница»
В юго-восточной части территории, огражденной Канавкой, в старинном монастыре было кладбище, на котором хоронили сестер и близких к обители мирян. В феврале 1854 года родственница настоятельницы Екатерины Ладыженской пензенская дворянка Дарья Михайловна Каминская попросила разрешить ей в память о безвременно скончавшемся сыне возвести в обители кладбищенскую церковь «при келье (с преобразованием оной во Священный алтарь) … священно-иеромонаха Серафима». 17/30 июля 1856 года вновь выстроенная церковь была освящена во имя Преображения Господня. Про­стой деревянный сруб Дальней пустынки преподобного Серафима, потемневший от времени и непогод, сохранялся теперь, как в футляре, в другой, более обширной постройке, а в образовавшемся вокруг коридоре в витринах выставлены были одежда и вещи великого подвижника под большим его портретом, где батюшка изображен был в рост, в черной монашеской одежде и клобуке.
В юго-восточной части территории, огражденной Канавкой, в старинном монастыре было кладбище, на котором хоронили сестер и близких к обители мирян. В феврале 1854 года родственница настоятельницы Екатерины Ладыженской пензенская дворянка Дарья Михайловна Каминская попросила разрешить ей в память о безвременно скончавшемся сыне возвести в обители кладбищенскую церковь «при келье (с преобразованием оной во Священный алтарь) … священно-иеромонаха Серафима». 17/30 июля 1856 года вновь выстроенная церковь была освящена во имя Преображения Господня. Про­стой деревянный сруб Дальней пустынки преподобного Серафима, потемневший от времени и непогод, сохранялся теперь, как в футляре, в другой, более обширной постройке, а в образовавшемся вокруг коридоре в витринах выставлены были одежда и вещи великого подвижника под большим его портретом, где батюшка изображен был в рост, в черной монашеской одежде и клобуке.
Преображенская кладбищенская церковь. Фотография начала ХХ века
Преображенская кладбищенская церковь. Фотография начала ХХ века
Вещи преподобного Серафима в Преображенской кладбищенской церкви. Фотография начала ХХ века
Вещи преподобного Серафима в Преображенской кладбищенской церкви. Фотография начала ХХ века
В 1950-е годы в здании Преображенской церкви размещались квартиры учителей райцентра. При строительстве в начале 70-х годов на месте кладбища средней школы здание храма разобрали, кладбище уничтожили.
В 1950-е годы в здании Преображенской церкви размещались квартиры учителей райцентра. При строительстве в начале 70-х годов на месте кладбища средней школы здание храма разобрали, кладбище уничтожили.
Дивеевская общеобразовательная средняя школа на месте Преображенской кладбищенской церкви. Фотография 2002 года
Дивеевская общеобразовательная средняя школа на месте Преображенской кладбищенской церкви. Фотография 2002 года
Здание школы реконструировалось с 2004 по 2008 год. Северный пристрой школы был переделан для устройства в нем больничной церкви. На праздник иконы Божией Матери «Целительница» в 2008 году архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий освятил храм во имя этого святого образа.
Здание школы реконструировалось с 2004 по 2008 год. Северный пристрой школы был переделан для устройства в нем больничной церкви. На праздник иконы Божией Матери «Целительница» в 2008 году архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий освятил храм во имя этого святого образа.
Left
Right
Когда проводились строительные работы, около больничного здания было обнаружено безымянное, полностью сохранившееся захоронение. Его перенесли восточнее и поставили над могилой крест. Эта могила служит напоминанием о том, что в юго-восточном конце Канавки до революции находилось монастырское кладбище.
Когда проводились строительные работы, около больничного здания было обнаружено безымянное, полностью сохранившееся захоронение. Его перенесли восточнее и поставили над могилой крест. Эта могила служит напоминанием о том, что в юго-восточном конце Канавки до революции находилось монастырское кладбище.
В дни празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима состоялась торжественная передача этого здания Серафимо-Дивеевскому монастырю и началась его реконструкция. 1 августа 2008 года здание Медицинского центра освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий при участии митрополита Элладской Церкви Николая.

1 октября 2008 года, на праздник в честь иконы Божией Матери «Целительница», освящение больничного храма в честь этого святого образа совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
В дни празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима состоялась торжественная передача этого здания Серафимо-Дивеевскому монастырю и началась его реконструкция. 1 августа 2008 года здание Медицинского центра освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий при участии митрополита Элладской Церкви Николая.

1 октября 2008 года, на праздник в честь иконы Божией Матери «Целительница», освящение больничного храма в честь этого святого образа совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Великим постом 2009 года началась роспись храма, над которой трудились московские художники Максим Евгеньевич и Ирина Александровна Мироновы при участии инокини Хрисанфы (Долгатовой). Работы были окончены в марте 2010 года.

Стенопись храма ориентирована на росписи Ферапонтова монастыря, Дечан
и Студеницы, но эти росписи XIV-XV веков не копировались, а перерабатывались применительно к архитектуре данного храма. Ряд сюжетов, отражающих историю Дивеева, являются новыми, они впервые изображены иконописными средствами. Поскольку храм посвящен Богородице, рос­писи выполнены на голубых фонах, символизирующих чистоту, девство Матери Божией. Их можно подразделить на три цикла.

Основной цикл, занимающий центральную и восточную части свода, – это избранные Богородичные праздники. Западная часть свода и западная стена, примыкающая к больнице, посвящены евангельским сюжетам исцеления больных Спасителем и святыми целителями.

Цикл, расположенный на южной стене в нижнем регистре храма, включает в себя избранные эпизоды жития преподобного Серафима, в том числе исцеление преподобным Серафимом Мантурова от болезни ног, исцеление племянника княгини во время моления преподобного на воздухе.

По северной стене представлены дивеевские чудеса: исцеление больных на источнике преподобного Серафима, исцеление бесноватого у раки с мощами преподобного Серафима в Троицком соборе, явление Божией Матери святителю Серафиму (Звездинскому) на Канавке, исцеление хромого на Канавке.
Великим постом 2009 года началась роспись храма, над которой трудились московские художники Максим Евгеньевич и Ирина Александровна Мироновы при участии инокини Хрисанфы (Долгатовой). Работы были окончены в марте 2010 года.

Стенопись храма ориентирована на росписи Ферапонтова монастыря, Дечан
и Студеницы, но эти росписи XIV-XV веков не копировались, а перерабатывались применительно к архитектуре данного храма. Ряд сюжетов, отражающих историю Дивеева, являются новыми, они впервые изображены иконописными средствами. Поскольку храм посвящен Богородице, рос­писи выполнены на голубых фонах, символизирующих чистоту, девство Матери Божией. Их можно подразделить на три цикла.

Основной цикл, занимающий центральную и восточную части свода, – это избранные Богородичные праздники. Западная часть свода и западная стена, примыкающая к больнице, посвящены евангельским сюжетам исцеления больных Спасителем и святыми целителями.

Цикл, расположенный на южной стене в нижнем регистре храма, включает в себя избранные эпизоды жития преподобного Серафима, в том числе исцеление преподобным Серафимом Мантурова от болезни ног, исцеление племянника княгини во время моления преподобного на воздухе.

По северной стене представлены дивеевские чудеса: исцеление больных на источнике преподобного Серафима, исцеление бесноватого у раки с мощами преподобного Серафима в Троицком соборе, явление Божией Матери святителю Серафиму (Звездинскому) на Канавке, исцеление хромого на Канавке.
В храме Божией Матери «Целительница» для сестер, проходящих лечение в медцентре, устраивается Божественная литургия.
В храме Божией Матери «Целительница» для сестер, проходящих лечение в медцентре, устраивается Божественная литургия.
Made on
Tilda