Святая Русь. Курская область
Памятник у святых источников
Замечательные здесь места! На одном, относительно небольшом пятачке, сосредоточено множество святынь. Будто особая благодать вылилась
на Черемисиновский район Курской области!
Памятник преподобному Серафиму Саровскому
Земли Черемисиновского района Курской области прорезает множество оврагов и балок, а также долины рек, большинство из которых берет начало возле Тимско-Щигровской гряды. У подножия высокого левого берега реки Тим в деревне Удерёвке находятся святые источники – Покровский и Казанский.
Они открылись в конце 90-х годов, и это было воспринято местными жителями как Божие благословение на труды по восстановлению Покровского храма, разрушенного в годы советской власти. Тогда с мечтой возродить духовную жизнь на малой родине в Удерёвку вернулся протоиерей Михаил Звягин, священник с более чем сорокалетним стажем. Его трудами была построена церковь, оборудованы и освящены источники и организован скит.

Еще в советское время здесь бил ключ с удивительно чистой и вкусной водой, который, даже не будучи освященным, пользовался большой популярностью у местных жителей. 1 августа 1991 года, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, отец Михаил освятил его в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Второй источник забил несколько выше Покровского ключа. Весной 2000 года родник освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, его вода помогает при болезни глаз.
Источник в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
В год 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского
у источников на самом высоком месте над рекой был установлен памятник святому старцу. Глядя на него, молящегося на камне своей 1000-дневной молитвой, понимаешь истинность слов батюшки Серафима, говорившего, что «всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа». Вот он стоит на камне перед Богом, как перед земным судьей, как обвиненный, в сокрушении и смирении, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума. Это образ истинной молитвой. И тут же,
в прорези, показан плод такой молитвы: любовью к Богу воспламененная душа, причастная Божеского естества, пребывающая в Божественном свете, живущая как бы на Небе.

Автор памятника скульптор Вячеслав Михайлович Клыков – уроженец этих мест. На родине, в селе Мармыжи, у стены восстановленного им храма Клыков нашел последнее земное пристанище. В Мармыжах скульптора называют до сих пор «родимый». Церковь в этом селе была построена в честь 300-летия дома Романовых. Славны Мармыжи своим знаменитым лесом, который существует уже двести лет.

Памятник преподобному Серафиму Саровскому
Замечательные здесь места! На одном, относительно небольшом пятачке, сосредоточено множество святынь. Будто особая благодать вылилась
на Черемисиновский район Курской области!

Самое, пожалуй, красивое место – и не только Курской области, но, возможно,
и всей России – Красная Поляна. Представьте себе: в степи холм, а на его вершине стоит громадный медный Крест. Если бы не Клыков, поставивший этот Крест, не узнали бы мы о подвиге русских ратников, победивших ногайскую орду, идущую в 1709 году на помощь Карлу XII.
Черемисиновский район Курской области
Крест на Красной Поляне
По правому берегу реки Тим параллельно ее руслу в XVI–XVII веках проходил Муравский шлях – излюбленная ногайцами дорога. Для защиты русских земель здесь была построена оборонительная черта – 798 километров естественных
и искусственных укреплений с двадцатью пятью крепостями. Темные леса,
с обеих сторон подходившие к шляху, в сторону реки Тим леса раздвигались здесь на довольно большое пространство, и это было удобно для пастьбы
и корма уставших коней. Тут же из-под самой Муравки по дну Станового Верха резво струился студеный ручей. Окрестности реки Тим были богатыми охотничьими угодьями. Есть предположение, что реку назвали из-за обилия косуль, обитавших в прибрежных степях. Их шкуры шли на выделку кож для пошива сапог, и слово «тим» употреблялось в значении «козел», «козлиная шкура», «сафьян».
Окрестности реки Тим
29 июня/12 июля 1709 года здесь состоялась историческая битва с ногайской ордой Большого улуса. Полтавская битва началась в том же году в два часа дня 27 июня (по старому стилю) и окончилась к 29 июня – на Петров день.
А Краснополянская битва происходила в «обедах» и тоже на Петров день. Оба события имеют между собой живую связь, хотя одно из них было на юго-востоке, а другое – на юго-западной окраине Руси.

Готовясь к Полтавской битве, шведский король Карл XII повсюду искал союзников для уничтожения все более крепнущего тогда политического могущества России. Для этого он осенью 1708 года, то есть за год до Полтавского сражения, послал срочно полковника Сандулея в Константинополь для заключения союза с Турцией против России, а полковника Клинстрема
к польскому королю Станиславу Лещинскому. В это же время другие его агенты подготавливали измену Мазепы с казачеством. Велась активная подрывная работа, направленная на организацию бунтов и мятежей против Петра и в самом русском народе. Помимо этого, агенты Карла XII подкупили крымского хана
и предводителей кочевых орд. С ними было обусловлено, что они нанесут удар по тылам наших войск одновременно с Карлом XII и тем самым значительно ослабят силы Петра.

Легкая конница ногайской орды в считанные дни по излюбленной дороге – Муравскому шляху – направляясь к Москве, беспрепятственно к июню 1709 года дошла до Ливенской крепости. Неожиданно ливенцы оказали жесточайшее сопротивление ногайцам, так что им пришлось в спешном порядке двинуться обратно в орду по Муравскому шляху. У Красной Поляны они остановились лагерем для отдыха. К этому времени к Красной Поляне подошел отряд петровского регулярного войска с тремя пушками, причем, так тихо, что ордынцы его не заметили. Русские порубежники подавали друг другу сигналы, кукуя кукушкой, отчего и получил название холм Кукуй.

Утром 29 июня (старый стиль), или 12 июля (новый стиль), отдохнувшая орда шумно отправилась в путь. Несколько в стороне от ее правого фланга одиноко шел пешком их великан, сверкая на солнце железным шлемом, железной кольчугой и щитом. Предание гласит: «Мерою татарин был трех сажен, голова на нем, как пивной котел, промеж плечей татарин во косую сажень». Куряне передвигались параллельно татарам, скрытые густой дубравой. Ружейная
и пушечная пальба, неожиданно и разом открывшаяся из леса, остановила наступление орды на село Савины и принудило ее круто повернуть на эти выстрелы, показавшие расположение русских.

С этого мгновения и началась ужасная битва, в воспоминание которого центр краснополянской битвы был наречен «побоищем». Ногайский великан в своих доспехах и четырехпудовым мечом в этой битве нанес курянам не меньший урон, чем вся орда. Предавшись притворному бегству вглубь лесного оврага, куряне заманили татарского витязя в обрывистый отвершек, который позже назвали «Безголовый Верх». Великан был повержен там метким выстрелом из огромного кремниевого ружья, и ему, еще живому, отрубили голову.

В этом жестоком сражении практически вся орда была перебита. На другой день после победы над татарами, огромная толпа народа со всей округи собралась на Красную Поляну и среди трупов, валявшихся ворохами и по чистому полю,
и между дубовыми кустарниками отыскивали своих отцов, братьев, мужей, сыновей – убитых и раненых. Раненых развезли по домам, а убитых порубежников и царских солдат по христианскому обряду – по погостам ближних церквей. Перебитую татарскую орду закопали в яму. Когда убитых завалили землей, то могила, по определению населения, была размеров невероятных – от девяти квадратных аршин до 800 сажен. Обезглавленный труп ногайского великана, по преданию, был затоптан в трясину. Голову же его
в железном шлеме, подвязанном под подбородком цепью, народ оставил на земле в назидание и в память всем инородцам, охочим до русской земли. Считается, что А.С. Пушкин во время своей поездке в Арзрум, проезжая через Елец и Ливны по Муравской сакме на юг России в 1820 году, видел эту огромную богатырскую голову и упомянул ее в поэме «Руслан и Людмила».
10 мая 2002 года на месте битвы был воздвигнут Крест. Как сообщает надпись на табличке, «здесь 12 июля 1709 года курские порубежники наголову разбили войско ногайской орды Большого улуса, вступившей в сговор с Карлом XII против Петра I». Крест является памятником всему русскому воинству. С этого времени каждый год в день святых апостолов Петра и Павла сюда совершается крестный ход и служится панихида по убиенным воинам.



«Дивеевская обитель»

по публикациям интернета


Made on
Tilda