Дивеевская история. Дети
«Школа – это часть монастыря»
Если идти по Святой Канавке, то после первого поворота замечаешь желтое двухэтажное здание. Можно подумать, что это сестринский корпус, если бы не звонкие голоса детей, не веселый смех. Мимо по Канавке идут паломники, читают молитву «Богородице Дево, радуйся», удивленно всматриваются в окна. И не догадываются, что в старинном здании бывшего литографического корпуса находится монастырская православная школа.
Если идти по Святой Канавке, то после первого поворота замечаешь желтое двухэтажное здание. Можно подумать, что это сестринский корпус, если бы не звонкие голоса детей, не веселый смех. Мимо по Канавке идут паломники, читают молитву «Богородице Дево, радуйся», удивленно всматриваются в окна. И не догадываются, что в старинном здании бывшего литографического корпуса находится монастырская православная школа. Сама Пресвятая Богородица благословила это учебное заведение и даже поставила к Себе поближе, совсем рядом со Святой Канавкой, по которой Она каждый день обходит Свой четвертый удел. Царица Небесная ограждает всех учащих и учащихся Своим покровом.

В дореволюционном Дивееве была школа-приют для детей. В нее принимали сирот, с двух-трех лет и старше. Девочки там жили до четырнадцати лет, а потом, по желанию, либо возвращались к родным, либо выводились на послушания. Преподавали там сестры и монастырское духовенство. Девочки учились рукоделию, играть на фисгармонии. Лет с семи их одевали в монастырскую одежду: ряску и повязку, а способных ставили на клирос. Церковно-приходская школа с приютом помещалась в прекрасном двухэтажном здании с северной стороны от Троицкого собора, при ней были две классные комнаты, очень вместительные, квартиры для учительниц и жилые помещения для девочек-сирот. При приюте имелся свой сад, где дети гуляли и играли в свободное от занятий время.

Современная монастырская школа открыла свои двери для детей 1 сентября 1996 года. «Было всего пять девочек, мы взяли государственную программу, учебники, завели классный журнал. Так все начиналось, − вспоминает
о событиях двадцатилетней давности директор школы инокиня Наталия (Лялюшко). − В те годы школа занимала половину здания поликлиники на Канавке. Там были только четыре класса и библиотека».
Директор школы инокиня Наталия
Школа при Серафимо-Дивеевском монастыре стала первым общеобразовательным православным учебным заведением в Нижегородской области. Сейчас по численности учеников она занимает второе место
в Дивеевском районе. Здесь учится 278 детей.

Инокиня Наталия говорит, что раньше мечтала быть заведующей детского сада. Когда поступила в 1995 году в монастырь, думала, что навсегда рассталась со своей мечтой. Но Господь зрит сердце человека. Спустя год матушка игумения благословила мать Наталию заниматься школой. И вот уже двадцать лет она несет это послушание. Кто-то может возразить, что не дело монахам заниматься школьными делами. Но Нижегородский правящий архиерей митрополит Георгий на празднике, посвященном юбилею монастырской школы ответил на эти сомнения: «Почему монашествующие занимаются образованием и воспитанием, у нас же совсем другие задачи? Но если вы, миряне, ослабели, приходится нам брать на себя эти заботы. Прошу вас, укрепляйтесь и духом, и телом
и присоединяйтесь к этим трудам».
В школе каждое утро начинается с молитвы Пресвятой Богородице перед ее иконой «Прибавление ума» и небесным покровителям школы – святому благоверному великому князю Александру Невскому и Царственным страстотерпцам. В 1903 году Царская семья приезжала в Саров на торжества прославления в лике святых преподобного Серафима. Посетили Царственные особы и Дивеевский монастырь, и школу-приют, где все им очень понравилось – и школьные помещения, и то, как дети пели и читали стихи. Состоялся даже разговор с четырехлетней Аней Кулагиной, которая по просьбе царя и царицы прочитала стихотворение «Сиротка» и молитву «Отче наш».

В том же году Его Императорское Величество дал высочайшее соизволение на то, чтобы дивеевская монастырская церковно-приходская школа называлась Александринской в честь Ее Императорского Величества. Деньги на содержание приюта отпускал Императорский Двор. По словам инокини Наталии, и в наши дни очень чувствуется помощь царицы Александры Федоровны. Имеется преемственная связь и с дореволюционной школой, старинные традиции продолжаются. Например, раньше воспитанницы замечательно пели. И теперь
в школе действует хороший хор под руководством инокини Палладии. Но главное, что как раньше, так и теперь школа старается заложить в сердца детей веру, добронравие, христианское отношение к созданному Богу миру и к людям.
Молебен перед началом учебного дня
Наряду с общеобразовательными предметами школьники изучают духовные дисциплины: Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык. «Как-то на родительском собрании подняли вопрос, что следовало бы ввести больше православных предметов, – говорит учитель географии Игорь Владимирович Реунов. – Я тогда выступил и сказал, что дело не в предметах, а в том, как их преподают. Все дисциплины можно так преподавать, что они будут способствовать рождению духовной жизни и ее развитию в человеке».

Инокиня Наталия (Лялюшко) развивает эту тему: «Воспитывая и обучая ребенка, учитель сам должен исповедовать то, о чем говорит на уроках. Не получится рассказывать детям о Воскресении Христа, если смысл этого события не стал частью собственной жизни, не вошел в душу педагога. Поэтому так важна личность учителя, его духовная жизнь, наличие педагогического чутья и любви
к ребенку. В монастырской школе за двадцать лет собрался хороший педагогический коллектив. Православная педагогика – педагогика сердца.
А коснуться сердца ребенка, сделать из него человека духовно зрячего, сердечного и цельного, с крепким характером, учитель может только в том случае, если сам научился этому».

«Лицо нашей школы – семейное. Мы – одна семья. Отношения педагогов
с детьми, детей друг с другом, учителей с учителями основаны на этом принципе. Не только мы это чувствуем. Об этом говорят все, кто знакомится с нашей школой», – рассказывает учитель истории, педагог-организатор Анна Васильевна Гришина.

На уроках в монастырской школе
«Школа – это часть монастыря. Мы не чувствуем себя отделенными от монастырской жизни, – говорит инокиня Наталия, – живем в ее ритме, соблюдаем праздники, посты, я на все беру благословение у матушки игумении. Школьные каникулы у нас приурочены к церковным праздникам: зимние проходят на святках, а весенние – на Светлой седмице. Среди православных гимназий области – такой порядок только в нашей школе. На уроке краеведения дети изучают историю Дивеевского монастыря. Всей школой мы поздравляем матушку игумению с памятными датами, она приходит к нам на последний звонок, она же в храме вручает аттестаты об окончании обучения. До революции вместе с аттестатами выпускницам вручали святое Евангелие с дарственной надписью. Одно такое Евангелие дошло до наших дней, оно было выставлено
в монастырском музее, теперь его передали в школу. И в наши дни мы продолжили эту традицию: вместе с аттестатами матушка игумения дарит выпускникам Евангелие».

О внеклассной деятельности рассказывает педагог-организатор Анна Васильевна Гришина: «Детям и учителям интересно жить в школе. Мы не замкнуты сами на себе, наоборот, наши дети общаются с другими детьми, и не только с православными. Мы участвуем в большом количестве конкуров, олимпиад разного уровня, становясь победителями.

По благословению матушки игумении в нашей школе проходит епархиальная научная конференция "Радуга познания". В монастырь приезжает более 100 школьников-участников, пленарное заседание проходит в зале просветительского центра монастыря, а затем в школе на разных площадках проводятся секционные занятия.

На праздник Рождества Христова дети готовят концерт, потом показывают его
в монастыре и в доме престарелых, а на Пасху с праздничным мероприятием посещают детские сады. 9 мая – особенный день в нашей школе. По традиции проходит большой праздничный концерт, мероприятия по классам, школьники
и педагоги участвуют в акции "Бессмертный полк"».
Больше десяти лет в школу принимали только девочек, ведь школа ведет свою историю с дореволюционного времени. Но восемь лет назад пришлось открыть и классы для мальчиков, об этом просили родители.

В школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Дети встречаются на переменах, на богослужениях и во время внеклассных мероприятий – на спортивных соревнованиях, в паломнических поездках, на уроках патриотического воспитания.

Тема раздельного обучения – в основе магистерской диссертации, которую пишет инокиня Наталия. Нынешняя программа совместного обучения рассчитана на среднего ученика среднего рода. Но у мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя,
и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением. Раздельное обучение позволяет создать
в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей.

Духовником монастырской школы является клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Сергий Ериськин. «Каждое воскресенье в Казанском храме по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия
я совершаю Божественную литургию для школьников и их родителей, – рассказывает батюшка. – В воспитании веры большую роль играет участие
в богослужении, совместная молитва. На нашу «школьную» литургию приходят семьями. И часто не только ученики монастырской школы, но и другие дивеевские православные семьи с детьми. Школьный хор под руководством инокини Палладии поет литургию, мальчики прислуживают в алтаре, девочки следят за подсвечниками. Многие приступают к причастию. Такие службы – возможность почувствовать себя единой школьной семьей».
Музейная работа – очень важная составляющая педагогического процесса. Она соединяет нити прошлого и настоящего, способствует становлению патриотического сознания детей и подростков. Музей – это создание обучающих и творческих пространств, где каждый может проявить себя, узнать много нового и стать соавтором различных проектов.

В 2007 году школа провожала первых своих выпускников. Инокиня Наталия
в курсе их дальнейшей жизни: «Одна выпускница работает в нашей школе. Она закончила медицинское училище в Сарове, потом педагогический институт
в Нижнем Новгороде по специальности «логопедия», вышла замуж. Другая работает медсестрой в Дивееве, у нее двое деток. Еще одна вышла замуж
и уехала в Рязанскую область, она сейчас многодетная мама.

Из выпускниц 2016 года двое поступили в Нижегородское православное женское духовное училище на регентское отделение, одна девочка –
в Арзамасский государственный педагогический институт, двое поступать думают в следующем году. Из выпускниц 2015 года высшее образование выбрали все: двое учатся в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского, двое – в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, одна – в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве».

Одна из выпускниц школы поступила в монастырь. Сейчас она – инокиня. «Мои воспоминания о школе самые теплые, – рассказывает инокиня Елена. –
Я училась там два года, восьмой и девятый класс. Мы переехали из Одессы, там в классе было больше тридцати человек, а здесь – класс из семи человек
и только девочки. Для меня это был рай на земле. Конечно, нас спрашивали каждый урок, но я заниматься любила и училась хорошо. Нашим классным руководителем была монахиня Капитолина, русский язык преподавала монахиня Аполлинария, но тогда они были не монахини, а инокини. Их постригли в мантию, когда я уже поступила в монастырь. У девочек, с которыми я училась, судьба сложилась хорошо – все получили образование, вышли замуж. Например, одна из моих одноклассниц училась со мной в медицинском училище, сейчас она врач-стоматолог. Другая стала матушкой, ее супруг – священник».

На уроке в монастырской школе
Еще одной отличительной чертой монастырской школы является то, что в школе почти все – и учащиеся, и педагоги – не из числа коренных жителей Дивеева. Со всей России на благодатную дивеевскую землю прибыли эти благочестивые верующие люди, которые хотят жить ближе к монастырю, трудиться в обители. Например, учитель истории Анна Васильевна Гришина, переехала в Дивеево из Крыма вместе с тремя сестрами, которые тоже преподают в школе, с братом
и невесткой.

Как у каждой сестры есть своя история прихода в монастырь, так же и у каждой семьи, которая переехала жить сюда. У учителя географии Игоря Владимировича Реунова история переезда в Дивеево поистине чудесная. Он жил на Кубани, имел крепкое хозяйство, собственный дом. Неожиданно тяжело заболел и затем предстательством преподобного Серафима Саровского излечился. С двумя друзьями он поехал в Дивеево поблагодарить батюшку за исцеление. Они уже собрались уезжать домой, но сестры попросили остаться
и помочь им. Друзья пообещали приехать в другой раз. Сели на машину
и поехали домой. В это время вооруженная банда на машине совершила ограбление магазина, и их приняли за преступников и задержали. Сидя в камере, горемычные паломники с сокрушением вспомнили, что сестрам дивеевским не помогли, и решили, что, когда окажутся вновь на свободе, обязательно вернутся в Дивеево и помогут. И только они приняли такое решение, их сразу, в течение нескольких минут, выпустили. Они сразу поехали обратно в Дивеево. Потрудились там несколько дней, искупались в источнике и домой приехали совсем другими людьми. И такая была помощь преподобного во всем, такая благодать, что это коснулось даже их родных. Через несколько лет все три семьи переехали в Дивеево, потом и родители – всего восемь семей.

Игорь Владимирович рассуждает так: «Время очень быстро бежит, ничего не успеваешь сделать. Бывает, много отчетов надо подготовить: сидишь, пишешь, переживаешь, а потом выглянешь в школьное окно – там Канавка Пресвятой Богородицы. И думаешь: "Прекрати суетиться. Мы же в четвертом уделе Божией Матери, Она нас тут собрала, Она все и управит". Помолишься ей – и все дела идут, как надо».
Так почему же это нужно: в монастыре иметь обычную общеобразовательную школу? Игумения Сергия отвечает на этот вопрос так: «Монастырская школа закладывает основы православного взгляда на мир, учит богоугождению».


Дивеевская обитель

Made on
Tilda